Арменак Оноприосович
Анопьян

20.02.1908 – 15.02.1976
Художник
За мерзлым узором окна туманно рисуются дали,
Но то ли Художник избрал, совсем недодумав мотив,
За окнами мир, который не раз уж ввергали
В горнило страданий со взором его перспектив.
Эти проникновенные строки были написаны человеком, никогда не считавшим себя профессиональным поэтом. Арменак Анопьян относился к другому, не менее высокому, сообществу людей — к художникам. Он был из числа тех, кто не просто был причастен к изобразительному творчеству.
Он хорошо понимал, насколько сложен этот мир. Познать, осмыслить, передать в художественных образах и красках окружающую его действительность было главной задачей Арменака Анопьяна, решить которую он пытался всю жизнь; цель, к которой шел вопреки всем обстоятельствам, наперекор времени, в котором жил.
Это многогранная в своих талантах — пытливая, тонкая, благородная и одновременно невероятно мужественная личность.

Арменак родился 20 февраля 1908 г. в Нахичевани-на-Дону (ныне – один из районов Ростова - на-Дону),

в семье поэта и переводчика Оноприоса Яковлевича Анопьяна и его жены Екатерины Петровны (урождённой Вартановой). Нахичевань-на-Дону был родным городом отца Арменака. Мальчика крестили в Нахичеванской церкви Сурб Никогайос.
Родители Арменака – Оноприос Яковлевич Анопьян и Екатерина Петровна Анопьян (урожд. Вартанова). Нахичевань-на-Дону, 1909 г.
Арменак с тётей – сестрой матери, Каролиной Петровной Арутовой (урожд.Вартановой), 1908 г.
Переезд в Симферополь в 1909 г.
В 1909 году семья Анопьян с маленьким Арменаком переезжают на постоянное жительство в Симферополь — родной город матери. 7 июня 1909 года в семье рождается второй ребенок — брат Арменака, Яков (Акоп).

Перемещение с одной земли предков на другую в судьбе будущего художника сыграло положительную роль, но и роковую тоже.
Великолепие крымских пейзажей, окружавших Арменака с первых лет жизни, эмоционально питало его, человека, восприимчивого от природы ко всему прекрасному, высокому.

Что касается способности к изобразительному творчеству, то она в нем была заложена, что называется, в генах. Отец, двоюродный дядя и дед будущего художника сами неплохо рисовали. Они оставили сыну и внуку в наследие несколько альбомов с собственными карандашными зарисовками, акварельными упражнениями, которые мальчику послужили в детстве примером, и он увлекся живописью.
Семья Вартановых, Арутовых и Анопьян возле своего дома в Симферополе, август 1912 г.

Образование

1917 г.
Арменак был принят в подготовительный класс Симферопольской казенной гимназии
1924 г.
Арменак поступает в Крымский техникум изобразительного искусства, где его педагогом по рисунку и живописи стал известный русский, а впоследствии советский, художник-баталист Самокиш Николай Семенович (1860–1944).
1926 г.
Оканчивает 9-летнюю школу 2-й ступени. Одновременно с этим происходит закрытие техникума изобразительного искусства, вследствие чего Арменак так и не заканчивает его, проучившись всего два года. Арменак начинает работать в школе преподавателем физкультуры и рисования.

Арменак в группе молодых добровольцев (1926-27(?) г.г.) принимал участие в раскопках в Коктебеле под руководством директора Феодосийского музея Н.С. Барсамова, его сподвижников А.С. Башкирова, М. Волошина и других ученых. Там же начинающий художник делает набросок гостеприимного Максимилиана Волошина, который хранится в семье Анопьян.
1928 г.
Арменак едет в Москву для поступления во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), однако попытка поступления не удаётся и он возвращается в Симферополь, где он вновь начал брать уроки живописи у Н.С. Самокиша, которому всецело доверял как педагогу, наставнику в жизни и творчестве.
Девочка с кошкой (работа выполнена в студии Н.С. Самокиша). Симферополь. 1930-е годы. Бумага, карандаш. 44х64
Максимилиан Волошин. Набросок. Коктебель. 1926(27)г. Бумага, карандаш. 12х10.

27 января 1929 года состоялся дебют А.О. Анопьяна как художника: он участвует в «Выставке картин современных крымских художников»

Принимает участие в конкурсе проектов памятника «Погибшим в Крыму борцам за революцию» в Пушкинском сквере г. Симферополя. Все проекты, представленные на конкурс, были отклонены, но проект Арменака Анопьяна удостоился отзыва как «наиболее удовлетворительный со стороны идейного содержания».
10 октября 1929 года начинает работу над большим полотном «Застигнутые в подполье» (другое название — «Арест Севастопольского подпольного парткомитета») для выставки, посвящённой десятилетию освобождения Крыма от белых.
1930 г.
13 ноября открывается выставка к 10-летию власти советов в Крыму, на которой картина Арменака Анопьяна «Застигнутые в подполье» получает вторую премию. Газета «Керченский рабочий» называет это полотно «одной из лучших картин выставки».
1931 г.
В местной прессе стали появляться статьи, посвященные творчеству Арменака. Так, газета «Керченский рабочий» за 1931 год писала: «Революционная война в России представлена одной из лучших картин выставки „Застигнутые в подполье“ Анопьяна…».

Находясь в Симферополе, вступает во Всероссийское художественное объединение. Зарабатывает на жизнь, выполняя оформительские заказы, одновременно продолжая работать преподавателем рисования и физкультуры.

Был чемпионом Крыма по боксу в легком весе. Состоит членом-учредителем Крымского общества революционных художников «Изофронт».
1932 г.
Арменак едет в Москву, где знакомится с произведениями искусства средневековья, с русской живописью и образцами французского импрессионизма. Работает во «Всекомхудожнике».
Арменак Анопьян.
Крым. Ученические годы

В 1932 году Арменак пишет одно из лучших полотен в своей жизни — «Портрет отца»

Портрет отца (Оноприос Яковлевич Анопьян). Симферополь. 1932 г. Холст, масло. 102х72. Картина хранится в Ростовском областном музее изобразительных искусств (г. Ростов-на-Дону)
В те годы Арменак был влюбленным в мир, наполненным творческими идеями и мечтаниями молодым человеком, художником по призванию, кандидатом в члены Союза художников Крыма.
Благодаря своим статьям и стихам, охотно публикуемым в местных газетах, был также принят в Союз писателей.

Увлекался Арменак и античностью, культурой древних эллинов, участвовал в качестве волонтера в раскопках, проводимых в окрестностях Коктебеля поэтом Максимилианом Волошиным, с которым приятельствовал его отец.
А еще он был заядлым спортсменом: занимался легкой атлетикой, хорошо играл в футбол, любил гарцевать на лошадях, участвовал в крымских юношеских забегах. Вдобавок ко всему был чемпионом Крыма по боксу в легком весе.

9 февраля 1934 года ушел из жизни отец Арменака – Оноприос Яковлевич Анопьян, которого он боготворил

1934 г.
В связи с обострившейся болезнью отца Арменак возвращается в Симферополь.
Художник тяжело переживал утрату. Особенно угнетало то, что отец, человек, которого литературные критики называли "армянским Пушкиным", последние годы жизни провел в условиях жестокой бедности, часто недоедал.
Арменак начинает составлять рукописный свод творчества отца, над которым продолжит работу до конца своей жизни. Ведёт переписку с братом отца, Григорием Яковлевичем Анопьяном, живущим в Бельгии.

Был принят в члены товарищества «Крымхудожник», в последующие годы состоял там членом правления, членом ревизионной комиссии и художественного совета.
1935 г.
Арменак принимает участие в выставке «Искусство Советского Крыма», открывшейся в Москве 20 июля в Государственном музее Восточных культур. Помимо «Застигнутых в подполье» на выставке были представлены натюрморт и портрет художника А.Глаголева.

По заказу Севастопольского музея Революции пишет картину «Расправа интервентов».
Натюрморт с Баварской кружкой. Симферополь. 1935 г. Холст, масло. 46х59
В статье «Крымская художественная выставка в Москве», опубликованной в газете «Красный Крым» (1935), отмечалось:
«Одним из наиболее многообещающих молодых живописцев Крыма является нацмен Анопьян. Он дал напряженную по теме историческую композицию — момент ареста подпольной большевистской типографии. Острая характеристика отдельных людей, драматизм их действий и жестов, спаянность группы художником решены энергичным рисунком и глубокими контрастами света и тени».
1936 г.
Работает над картинами «Атака партизан», «Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин и Раевская», «На Дальневосточной сопке». Собирает материал для картины «Последнее слово Шмидта». Пишет картины на местные темы, портреты. Пишет картину «Армянский храм. Вид с могилы отца».
1937 г.
Участвует в художественной выставке к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции в Симферопольской картинной галерее.
В 1938 году Арменак Анопьян был арестован по печально знаменитой 58-й статье. Ему было тогда 30 лет…
Его арестовали вместе с группой таких же молодых, талантливых художников Крыма. К чести Арменака, он стойко все выдержал, ни на кого не донес, никого не очернил, не оболгал, не предал. Однако несколько лет, проведенных в тюрьме, сильно подорвали его здоровье.

В семейном архиве Анопьян сохранились списки сокамерников, которые были восстановлены по памяти после выхода художника из тюрьмы. Семья хочет, чтобы данные сведения могли быть полезными для тех, кто еще ищет своих близких.
Дочь Арменака Анопьяна Татьяна вспоминает:
«О том, каким тяжелым испытаниям (пыткам, ночным вызовам на допросы) подвергался мой отец, я догадывалась. Но то, что он не просто устоял, но и вышел из застенков ада победителем, поняла сравнительно недавно, обнаружив в семейном архиве пожелтевший от времени листок бумаги. Как же он меня удивил! Это был написанный хорошо знакомым мне папиным почерком официальный запрос в Крымское отделение НКВД, где он смело и открыто интересуется у своих палачей, не сумевших выбить из него лживых признаний, куда они дели изъятые при обыске документы и книги.

Книги для папы всегда были единственной ценностью. Смелости для написания этого письма ему прибавляло и то, что они были собраны его отцом и были завещаны им музею литературы и искусства Армении.

Книги — книгами… Но для меня болью отзывается и то, что вместе с уникальной дедушкиной библиотекой ушли в небытие и папины работы — картины, этюды, эскизы, документы, письма М. Горького и переписка с М. Волошиным…"
В 1940 году Арменак был оправдан судом за полной необоснованностью обвинения
Он продолжает работу, участвует в выставках. Пишет пейзаж «Серый день». 20 ноября был принят кандидатом в члены Союза советских художников.
Гурзуф. Жаркий полдень. Крым. 1940 г. Холст, масло. 59х59
Симферопольский дворик зимой. Крым. 1940 г. Холст, масло. 29х44
1941 год. Началась
Братья Арменак и Яков Анопьян. 1931 г.
Из-за болезни туберкулезом Арменака не взяли на фронт, но в ряды Красной Армии был призван младший брат Яков (Акоп). Яков Анопьян был химиком, окончил музыкальное училище по классу рояля. В сентябре 1941 года погиб под Гомелем в чине младшего лейтенанта.
С началом Великой Отечественной войны Арменак входит в состав Симферопольской творческой агитбригады по изготовлению и выпуску художественных плакатов, панно и Окон ТАСС. Работает над эскизами к картинам «Матросы», «Пулемётчики».
В ноябре начинается немецкая оккупация Крыма. В это время Арменак работает в коллективе художников при Городской управе под руководством Н. С. Самокиша, рисует пейзажи и жанровые картины на бытовые темы.
Великая Отечественная война...

В 1942 году Арменак женится на Вере Владимировне Беспаловой. Пишет картину «Портрет жены»

Портрет жены художника (урожд. Беспалова В.В.). Симферополь. 1942 г. Холст, масло. 50х34
Автопортрет художника (не окончен). Симферополь. 1940-е г. Холст, масло. 89х57

14 апреля 1943 года в семье Арменака и его жены рождается дочь Татьяна.

В 1943 году Арменак ведет переписку с друзьями отца, с просьбой прислать воспоминания о нём. Пишет портрет своего любимого учителя – Николая Семёновича Самокиша.
Портрет учителя (Академик Самокиш Н. С.). Симферополь. 1943 г. Картон, масло. 32х40
Симферополь. Фонтанная 6. Крым. Лето 1943 г. Картон, масло. 34х51
27 июня 1944 года Арменак Анопьян вместе с мамой и тётей были выселены из Крыма в Сибирь
1944 г.
После освобождения Крыма Арменак участвует в Первой послевоенной выставке, посвящённой бойцам и офицерам советской Армии с картиной «Атака партизан». Заканчивает картину «Пулемётчики».
В начале июня 1944 года выходит постановление Сталина о дополнительном выселении с территории крымской АССР «37 тыс. чел. немецких пособников из числа болгар, греков, армян и итальянцев».
10 июля они прибыли в товарном эшелоне в г. Прокопьевск Кемеровской области.
Сибирь. «Наш домик». Прокопьевск. 26.10.1944 г. Акварель. 16,5х9,5
«Хозяйство» Терзиевых. Прокопьевск. 7.04.1945 г. Бумага, уголь. 11,5х18
Гадарине Бедросовна Анопьян (урожд. Вартанова) за шитьем. Сибирь. 12.04.1945 г. Бумага, карандаш. 21х22
Прокопьевск. Триптих. Шахтерский поселок. Сибирь. 1945 г. Бумага. Уголь
«В Сибири живет талантливый художник Арменак Анопьян. И если нет возможности изменить ему условия, то Армения готова предоставить ему возможность творить и приносить пользу Родине».
Чтобы вызволить Арменака из ссылки, крымские друзья организовали поручительские письма на имя наркома внутренних дел Л. П. Берии с просьбой освободить художника.

Облегчить участь Арменака пытался и великий Мартирос Сарьян, который хорошо знал его отца Оноприоса Анопьяна еще с нахичеванских времен и в 1915 году создал великолепный графический портрет поэта.
Увы, все эти письма остались без ответа...
Рисунок Мартироса Сарьяна. Нахичевань-на-Дону. 1915 г. Оноприос Яковлевич Анопьян. Рисунок хранится в Доме-музее Мартироса Сарьяна. Армения. г. Ереван
Мартирос Сарьян в своем письме, обращенном Лаврентию Берии, писал:
События
1945 г.
Арменак поступил на работу в Прокопьевский областной театр музыкальной комедии в качестве художника-оформителя. Просит разрешения на переезд из Прокопьевска в Ереван, однако получает отказ.
1946 г.
Работает в художественных мастерских, пишет портреты и копии с картин.
1945 — 1955 годов

В 1947 г. в Прокопьевске умирает тётя художника – Гаянэ (Каролина) Вартанова.

1949 г.
Жена художника, Вера Беспалова, с дочерью приезжают в Прокопьевск на постоянное жительство.
1950 г.
Арменак принят на работу в Кемеровское товарищество художников.

24 октября 1955 года умирает мать художника – Екатерина Петровна Анопьян (урождённая Вартанова). Похоронена в г. Прокопьевске.

1956 г.
После XX съезда партии ссылка депортированным в Сибирь армянам была отменена, однако без права возвращения в Крым.

Арменак Анопьян. Прокопьевск. 1947 г.
Арменак Анопьян с женой Верой Беспаловой и дочерью Татьяной. Прокопьевск. 5.06.1954 г.
В октябре 1956 года Арменак возвращается из ссылки в Симферополь
Оставив в Сибири могилы дорогих ему людей — мамы и тети, Арменак обнаружил, что, хотя и реабилитирован, тем не менее, признан «ограниченным в правах». Ему запрещалось жить в Симферополе и крупных городах России.
При этом его жене Вере Беспаловой, русской по национальности, но последовавшей добровольно за мужем-армянином в ссылку, было разрешено проживание в Крыму.

Арменак, не имея прописки, не мог устроиться на работу, чтобы помогать семье. После неудачной попытки прописаться в Мелитополе, 8 ноября художник приезжает в Ростов-на-Дону в дом своей тёти по отцу — Розалии Яковлевны Козодовой.
12 ноября 1956 года художнику удается прописаться в Ростове-на-Дону
Будучи человеком с сильно подорванным здоровьем, Арменак Анопьян потерял интерес к общественной жизни, принял решение не участвовать в творческой и выставочной деятельности донского края, максимально дистанцироваться от всякого рода творческих сообществ.
Он почти охладел и к собственному творчеству. Но, к счастью, сохранился ряд живописных произведений, созданных им в период с конца 1920-х по 1950-е годы.

В этих работах запечатлены такие знакомые всем крымские места, как Бахчисарай, Алушта, Симферополь, а также куда более суровые сибирские пейзажи, населенные пункты, где доводилось жить, точнее, проживать художнику в годы вынужденной ссылки — «Сибирские задворки. Прокопьевск зимой», «Сибирская весна. Задворки» …
Портрет Рахманинова (сделан с фотографии; последняя работа художника). Ростов-на-Дону. 1958 г. Холст, масло. 44х59
Доченька. Симферополь, 1959 год. Бумага, карандаш. 19х13
Арменак работает в художественном фонде, но творческой работой больше не занимается, всецело посвятив последние годы жизни увековечению памяти отца, работе над отцовским архивом.
В дальнейшем архив был передан на хранение в Ереванский музей литературы и искусства им. Егише Чаренца.
В 1957 году М. С. Сарьян в своем письме лично поблагодарил Арменака Оноприосовича за то, что он, несмотря на все тяготы его жизни, сумел сохранить и передать в надежные руки архив отца.
Арменак Анопьян ушел из жизни 15 февраля 1976 года, не дожив двух лет до своего 70-летия
Но он был уверен в том, что он сделал все от него зависящее, чтобы не кануло в Лету имя его отца. А значит, по-своему был счастлив.
Дочь художника Татьяна Арменаковна не перестает печалиться относительно творческого наследия своего отца — Арменака. Она скорбит по тем его рисункам и картинам, которые погибли во время обысков, ссылок, переездов.
Татьяна Арменаковна говорит:
«Наша семья, я и мои дети, храним лишь малую толику того, что было написано моим отцом. Около 60 работ сохранилось. И всё! Как больно это осознавать. Как невыносимо больно нести в себе весь этот груз воспоминаний, потерь и утрат».
Картины
Арменака Анопьяна